Выпуск журнала "Страна Говоруния" для родителей
|
Цель нашего журнала:
Помочь родителям в организации и проведении работы
по вопросам формирования у детей правильной и чистой речи
Миссия журнала:
Не нужно ждать, пока станет явным отставание в речевом развитии ребенка,
заниматься с детьми нужно буквально с рождения –
это гарантия их физического и психического здоровья, успехов в учебе.
Авторы журнала:
Учителя-логопеды, педагог-психолог.
|
Готов ли Ваш ребенок к школе?
Речевой аспект
К моменту поступления ребенка в школу он овладевает правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит, имеет определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь: строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже, точно спрягает часто употребляемые глаголы. Он свободно пользуется монологической речью: способен рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, рассказа, описать окружающие предметы, раскрыть содержание картины, некоторые явления окружающей действительности. Все это дает возможность ребенку при поступлении в школу успешно овладевать программным материалом.
Процесс овладения речью не заканчивается для ребенка в дошкольном возрасте. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения будут продолжаться в школьные годы и на протяжении всей жизни.
Психологический аспект
Психологическая готовность к школьному обучению – один из важнейших итогов развития ребенка в первые семь лет его жизни.
Поступление в школу – поистине переломный момент в жизни ребенка. Посудите сами – резко изменяется весь образ его жизни, условия, в которых он действует; он обретает новое положение в обществе; у него складываются совершенно иные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Задумаемся: в чем отличительная особенность положения школьника?
По – видимому, прежде всего в том, что главное в его жизни учеба – деятельность обязательная, общественно – значимая. Он отвечает за нее перед учителями, перед школой, перед семьей. Жизнь вчерашнего малыша, подчинена системе строгих, одинаковых для всех правил. И основное правило – запасаться знаниями, которые приобретают и все другие дети.
А в чем новизна взаимоотношений между учеником и учителем? Учитель не просто взрослый, который вызывает или не вызывает симпатию у ребенка. Учитель воплощает в себе общественные требования к ребенку. Оценка, которую ученик получает на уроке – это не выражение личного отношения учителя к ученику, а некая объективная мера: как много ученик знает, хорошо ли выполняет свои учебные обязанности. Плохую оценку нельзя возместить ни послушанием, ни раскаянием.
Взаимоотношения в классе между учениками также существенно отличается от тех, которые складываются между сверстниками – дошкольниками. В начальной школе определяющими положение ребенка среди товарищей становятся его успехи в учебе. Вместе с тем возникает такое понятие, как общая ответственность, ведь все ученики заняты обязательным делом, и, значит им приходится отвечать и за себя, и за других (а другие отвечают за тебя).
Само учение – и по содержанию, и по организации – резко отличается от привычных ребенку – дошкольнику форм деятельности. Усвоение знаний становится основной целью. Оно выступает теперь в чистом виде, его не маскирует, как раньше, игра.
Знания, которые дети получают в школе, уже носят систематизированный, последовательный характер.
Все эти особенности условий жизни и деятельности школьника предъявляют высокие требования к разным сторонам его личности, его психическим качествам, знаниям и умениями
Учимся, играя. Дети 5 – 6 лет
Учебный процесс в детском саду является одним из самых ответственных моментов в жизни ребенка и его родителей. Крайне важно, чтобы ребенок пришел в первый класс подготовленным как психологически, так и интеллектуально. Вот почему возраст 5 – 6 лет является особым периодом в жизни ребенка, когда очень многое зависит от окружающих его взрослых людей, в первую очередь родителей.
Уровень развития внимания у детей этого возраста довольно низкий. Ребенку трудно сосредоточиться на решении поставленной задачи, особенно, если работа у него не вызывает интереса. Но успешное обучение в школе невозможно без умения концентрировать внимание. Поэтому его можно и нужно тренировать. Обучение должно быть интересным, поэтому задания должны преподносится в игровой и занимательной форме, тогда оно будет эффективным.
А для того, чтобы занятия принесли ожидаемый результат, воспользуйтесь нашими советами.
Продолжительность одного занятия не должна превышать 20 – 25 минут.
Ребенок должен испытывать интерес к обучению. Поэтому занятия лучше проводить в игровой форме. Постарайтесь создать эмоционально – насыщенную атмосферу: используйте выразительную мимику, интонированную речь. Не заставляйте ребенка заниматься, если он устал, расстроен, увлечен чем – то другим.
Занимайтесь с ребенком систематически, приучайте его выполнять работу до конца, красиво и аккуратно.
Не отступайте, если задание окажется сложным для ребенка. Помогайте ему, объясните ошибку. Сделайте перерыв и вернитесь к этому же заданию через некоторое время.
Поощряйте ребенка даже при незначительных успехах, никогда не сравнивайте его с другим. Пусть ребенок почувствует уверенность в себе и своих силы.
Занимаемся дома с детьми 3 – 4 лет
Занятия, проводимые дома, помогут организовать совместную деятельность, подарят замечательные минуты общения. Коррекционно – развивающая деятельность превратится в живое общение в разных видах деятельности, главным среди которых является игра. Вы сможете предложить ребенку поиграть в различные подвижные игры, провести пальчиковую гимнастику, прочитать и помочь выучить стихи.
Играя с ребенком, взрослый должен занимать лидирующую позицию, менять стратегию в зависимости от уровня развития ребенка, быть не только организатором, но и партнером. Выполняя с ребенком задания, наблюдая, рассматривая, играя, вы разовьете ее речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом дальнейшего успешного обучения.
Вам следует правильно выбрать время для занятий, чтобы ребенок не был усталым и возбужденным, никогда не принуждайте малыша к занятиям, а старайтесь заинтересовать его. Не занимайтесь более 10 – 15 минут, это оптимальное время занятия для ребенка 3 – 4 лет. Если вы видите, что малыш устал и начал отвлекаться, отложите занятие.
Занятия необходимы для того, чтобы уточнить и расширить словарный запас ребенка по определенной лексической теме. Если ребенок еще совсем плохо говорит и его словарный запас ограничен, вы сами четко и громко произносите указанное слово, а потом предлагаете сделать это малышу. На первых порах не следует настаивать, если малыш отказывается говорить.
Пальчиковая гимнастика и подвижные игры проводятся при активном участии взрослого. Сначала взрослый выразительно читает текст, а затем предлагает малышу сделать упражнение вместе. Взрослый показывает и рассказывает ребенку, как правильно выполнить движения, как работают пальчики. Все инструкции должны быть четкими и короткими и обязательно сопровождаться показом –движением и речью. При этом необходимо активизировать речь ребенка. Пусть сначала он договаривает отдельные слова и словосочетания, потом пытается говорить хором со взрослым, а потом можно попробовать выучить с ребенком весь текст. Обычно дети запоминают текст гораздо быстрее в игре.
Потешки и маленькие стишки подбираются в соответствии с лексическими темами и тоже способствуют формированию словаря. Дети лучше воспринимают ритмически организованную речь и, услышав потешку несколько раз, пытаются проговаривать ее вместе со взрослым, что способствует и развитию речи, и развитию памяти.
|